Сайт недоступен!

Приносим извинения, сайт находится на реконструкции.

27.03.2011

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ

На страже наших прав Первым делом – отставить панику, переходите к активным действиям. Такие проблемы неизбежно возникают и с продавцами, которые заботятся о своей репутации, решаются достаточно легко и так быстро, насколько это возможно.  Закон «О защите прав потребителя», на покровительство которого вы можете уверенно положиться, появился в России в результате принятия гуманной и справедливой Резолюции Генеральной ассамблеи ООН. Она (Резолюция) начинается с утверждения о том, что потребитель является экономически слабой и не просвещённой стороной в отношениях с предпринимателями, а посему правительство и государство просто обязаны его защищать. Кроме того, в каждом городе существуют специальные организации, которые, если самостоятельно это сделать сложно, помогут вам разобраться в законе и других нормативных актах, чтобы, вы смогли грамотно предъявить свои требования продавцу. Чаще всего в этих организациях вы сможете получить бесплатную первоначальную консультацию юристов, которые ежедневно сталкиваются с проблемами, подобными вашей, и знакомы с прецедентами судебной практики. В Екатеринбурге это – Центр правозащиты при администрации города (бывший привычный Комитет по защите прав потребителей) и Общество защиты прав потребителей Свердловской области. Обе эти организации могут также представлять ваши интересы в суде, если это потребуется. Поскольку юридические услуги такого рода стоят довольно дорого, за это представительство придётся платить, но обойдётся оно всё же дешевле, чем в другой коммерческой юридической структуре.

Обнаружены недостатки – порядок действий

Итак, купленная мебель была произведена с дефектом (например, полки не подходят по размеру) или она повреждена во время перевозки, или привезли неполный комплект – в нём отсутствует, например, необходимая фурнитура. Оговоримся: если перед покупкой продавец предупредил вас о том, что с мебелью что-то не так, например, есть царапина на фасаде (в таких случаях вещи обычно продают со скидкой), то жаловаться на это в дальнейшем, по закону, вы уже не можете. Для начала рекомендуем перечитать Закон «О защите прав потребителя». Всё, нужное вам, в нём обозначено. Далее необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть четко сформулированы ваши требования по поводу недостатков. Претензию нужно успеть предъявить в течение гарантийного срока. Если такой срок не установлен, то – в пределах двух лет со дня покупки.

1 вариант

Вы требуете, чтобы вещь заменили на другую этой же марки (модели и / или артикула). В этом случае на замену продавцу даётся 7 дней. Если же он будет проводить проверку, чтобы убедиться, что проданное вам действительно неприемлемо по качеству, то этот срок увеличивается до 20 дней. Здесь возникает подводный камень – у продавца такой товар в момент обращения может отсутствовать. В этом случае придётся ждать целый месяц или требовать замены на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом стоимости покупки.

2 вариант

Вы требуете соразмерного уменьшения цены, которую заплатили при покупке. Сложность в этом случае заключается в определении этой «соразмерности». Допустим, вы хотите уменьшить цену на 30%, а продавец – только на 10%. Таким образом он не отказывается удовлетворить ваше требование и штрафные санкции к нему применяться не могут. Вы просто не сошлись в цене вопроса. И если подавать судебный иск по этому поводу, вы вполне можете не получить должного удовлетворения.

3 вариант

Вы требуете безвозмездного устранения недостатков или возмещения (разумного!) расходов на их исправление. Обычно это называется гарантийным ремонтом: вы сдаёте товар продавцу, он отправляет его в сервисный центр. Срок ремонта не может превышать 45 дней. Учтите: если вы самостоятельно произвели ремонт, не поставив заблаговременно продавца в известность, добиться возмещения затрат будет крайне затруднительно.

4 вариант

Вы можете потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом его перевозка обратно в магазин должна осуществляться за счёт продавца.

Практикум: Ошибки, которые совершают чаще всего

Не досмотрели.

Когда мебель уже привезли – внимательно осмотрите её на предмет комплектности и внешних дефектов. Вскройте упаковку, осмотрите все детали мебели (зеркала, панели, стеклянные поверхности). Если заметны повреждения, то сообщить об этом продавцу нужно сразу и лучше в письменной форме. Причём для того, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий, специалисты совершенно серьёзно рекомендуют принимать мебель в присутствии других двух человек (например, родственников или друзей). Это свидетели, которые могут также подписать акт приёмки.

Не потребовали документы.

На покупку мебели заключайте договор, который внимательно прочтите перед подписанием. Предъявлять претензии к тому, что прописано в договоре (с этим вы автоматически согласились, подписав его), – бесполезно. В случае, если работы выполняются на основании эскиза, чертежа изделия, в нём обязательно нужно прописать всю конкретику. Указать размеры, материал облицовки, отделки. Так вы получите письменное подтверждение собственным требованиям, с которыми продавец был согласен.

Собрали своими силами.

Вы не только можете повредить мебель, пытаясь собрать её самостоятельно. Ещё и доказать, что обнаруженный впоследствии дефект появился не по вашей вине, будет тяжело. Экспертиза и проверка. Когда продавец принимает у вас товар ненадлежащего качества, он не должен сразу заказывать его экспертизу. Экспертиза предусмотрена законом для спорных случаев, когда спорная ситуация между вами не разрешается при обычной проверке предмета. Такую проверку продавец производит самостоятельно. Отмечаем это потому, что оплачивать экспертизу, стоимость которой может составлять половину цены купленной мебели, должна та сторона, которая по её результатам окажется не права. Поэтому и соглашаться на проведение экспертизы продавцом вы должны только в том случае, если на 200% уверены, что недостаток товара возник не по вашей вине. Рекомендуем также воспользоваться правом присутствовать как при проверке товара продавцом, так и во время экспертизы. Если результат экспертизы покажется вам неубедительным, вы можете оспорить его в судебном порядке.

Претензия-каприз.

Купленная вами мебель безукоризненного качества. Но, поставив её дома, вы понимаете что – это не то. Не подошла по размеру, фасону, цвету или ещё почему-то. В этом случае замена также предусмотрена. Кроме тех вариантов, когда вы приобрели гарнитур или единый комплект – существует постановление, по которому этот гарнитур или комплект полностью из-за несоответствия качества одного изделия не возвращаются и не меняются. Если вы решили требовать замены качественной мебели – стоит задуматься о том, как вы будете доказывать, что мебель действительно не подходит, например, по цвету. Экспертиза колориста, дизайнера, модельера достаточно дорога. И велика вероятность, что результат её будет не в вашу пользу.

Как составить претензию

В претензии в обязательном порядке должна присутствовать следующая информация:
1. Ваши Ф.И.О., координаты и реквизиты;
2. Описание проблемы;
3. Ссылки на законодательные нормы, регулирующие вашу ситуацию;
4. Ваше требование (только одно из предусмотренных законом!);
5. Дата и подпись.

Претензия пишется в двух экземплярах, один из них вручается продавцу. На вашем экземпляре он ставит дату получения претензии, свою подпись и её расшифровку. От этой даты отсчитывается срок, в который ваши требования должны быть удовлетворены. Если продавец не укладывается в этот срок, к нему могут быть применены штрафные санкции. Если продавец отказывается получать претензию, отправьте её заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца. Неустойка за просрочку вашего требования (1% от цены товара за каждый день) будет начисляться через определённое количество дней (в зависимости от того, с каким требованием вы выступили) с момента вручения претензии. Если продавец отказывает вам в удовлетворении претензии, сославшись на то, что у вас нет кассового чека, не отступайте. По закону это не является основанием для того, чтобы ваши требования не были удовлетворены.

Оплачивать экспертизу, стоимость которой может составлять половину от стоимости купленной мебели, должна та сторона, которая по её результатам окажется не права. Поэтому и соглашаться на проведение экспертизы продавцом вы должны только в том случае, если на 200% уверены, что недостаток товара возник не по вашей вине. Если продавец отказывает вам в удовлетворении претензии, сославшись на то, что у вас нет кассового чека, не отступайте. По закону это не является основанием для того, чтобы ваши требования не были удовлетворены. Для того, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий, специалисты совершенно серьёзно рекомендуют принимать купленную мебель в присутствии двух свидетелей. Они также могут подписать акт об обнаруженных недостатках.

Редакция благодарит за профессиональные консультации и помощь в подготовке материала Антона Бужинова,
сопредседателя Общества защиты прав потребителей Свердловской области, и Марину Тимошенкову, главного юрисконсульта Общества.


Возврат к списку