Сайт недоступен!

Приносим извинения, сайт находится на реконструкции.

25.04.2012

КАКАЯ ЧУДЕСНАЯ ИГРА

В 2004 году согласно опросу, проведенному британскими переводчиками, слово «китч» вошло в десятку самых трудно переводимых в мире.
Что говорить, если и для самого этого явления до сих пор не могут подобрать однозначного определения. В разные времена в различных условиях обладатели китчевых предметов могли либо гордиться ими, либо подвергаться жесткому высмеиванию со стороны эстетского общества. Что же такое китч в интерьере сегодня? Разберемся в сути вопроса. Любопытная, между прочим, картина получается.

14322.jpgВпервые это слово прозвучало еще в конце 19 века. В 1860-1870 годы в Германии оно использовалось для обозначения старой мебели, специально обновленной для продажи, и имело значение – «подделка с целью обмана». Вообще, считается, что «китч» происходит от немецкого kitscen – халтурить (термин использовался в музыке). Вот где кроются истоки негативного отношения к китчу!
Дальше – больше: с развитием промышленного производства мебели и других предметов интерьера на рубеже 19-20 в. в. этим словом стали называть доступную по цене массовую продукцию, призванную внешне производить впечатление дорогой. Здесь уже более уместна другая версия происхождения слова «китч», а именно - от опять же немецкого verkitshen – удешевлять.
По большому счету, если строго придерживаться соответствия именно этой терминологии, то сегодня китчем можно назвать любую тиражируемую копию изделия, ставшего популярным. Но в таком случае к этому направлению относилось бы 2/3 продукции, представленной на интерьерном рынке.
И вроде как ничего дурного в этом нет – ну кому плохо, если приличная и такая вся с виду симпатичная мебель становится доступной?! Однако в то время пользование дешевыми псевдороскошными подделками процветало в домах представителей нарождающегося буржуазного класса (мещанства), и это способствовало закреплению негативного отношения к китчу со стороны высшего общества.

К социальной подоплеке отношения к китчу мы в этой статье еще вернемся,
пока же, можно рассмотреть еще одну «созвучную» версию: в английском языке существует выражение for the kitchen, переводимое как «для кухни», то есть, подключив фантазию, можно представить, что китчевые предметы предназначены отнюдь не для парадных помещений. В общем, фи, «кухонная дурновкусица»!
63532.jpgОднако продолжим с хронологией. Так бы и остался китч позорным пятном – признаком мещанства, безвкусицы, дешевки, если бы в конце пятидесятых годов прошлого века не появились революционеры дизайна, превратившие его в произведение искусства. Причем искусства востребованного и хорошо оплачиваемого!

Арт-критики заговорили о китче как об авангардном явлении еще в конце тридцатых годов. А уже в конце пятидесятых появились первые поп-артовские работы. Наиболее известная из них – коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными и привлекательными». А в 1962 году Энди Уорхол создал серию картин с изображениями банок супа Campbell`s. С этого времени у термина появилось новое значение.
Такой глобальной трансформации в течение столетия – фактически с 1860 по 1960 г.г. – не переживало ни одно направление в искусстве и, соответственно, дизайне, который всегда следовал за ним. Маятник качнулся от абсолютного негатива к, если не полному, то хотя бы частичному и уж точно коммерчески емкому, восхищению, причем среди эстетов и сливок общества! От лубочной гипсовой фигурки на комоде до леди ГаГа…

Вот здесь самое время от хронологической шкалы перейти к социальной, потому что в разных домах китч китчу - рознь. Как ни крути, календари с котятами, фигурки в розочках и бантах, наверное, не зря считаются китчем со знаком «минус» - в достаточно бедных домах они символизировали стремление к показной роскоши. Как пережиток этого явления, сегодня китчем называют непрофессиональный, безграмотный, откровенной халтурный подход к дизайну интерьера. Оправданием может служить стремление заказчиков сделать все по-своему, и на это есть глобальная отговорка «О вкусах не спорят». Между собой (в узких кругах) некоторые специалисты называют такой китч «китчем люмпенов».

Есть «китч гламура», китч как особая эстетика. На этой линии удобно расположились авторские работы известных (и не очень) дизайнеров. Они экспериментируют с формой, цветом, материалами и, если результат не вписывается ни в один из известных жанров, критики называют продукт культовым арт-объектом и Китчем с большой буквы. Вот такая чудная игра – от смешного до великого.

463756.jpg


Возврат к списку