Цена

руб.

Статьи

12.05.2012

МИЛАН: ДО И ПОСЛЕ

Каждый год в апреле Милан превращается в столицу мировой мебельной моды. Легендарная, 51-я по счету, I Saloni, подошла к завершению, пока верстался этот номер. Принесла ли выставка открытия или разочаровала (не секрет, что в Европе экономическая лихорадка не утихла до сих пор)? Об этом мы поговорили с завсегдатаями I Saloni. Причем для чистоты эксперимента выяснили их ожидания до поездки и узнали, оправдались ли они после.

Итак, целых 6 дней. Всего 6 дней. На одну апрельскую неделю мебельный Екатеринбург буквально опустел. Куда все подевались? Конечно на I Saloni.3745645745456hru4545675i54dr675.jpg  Посещение самой крупной выставки давно стало обязательным мероприятием для многих мебельных компаний и просто охотников за дизайном. Milan, where else? – пестрело в этом году на растяжках. Миланский мебельный салон превосходит по размерам все европейские выставки, включая Imm Cologne и Maison & Objet. Конечно, где же еще можно воочию увидеть рождение, развитие или угасание целых направлений в дизайне и стать свидетелем того, как меняется мировая мебельная индустрия. Так, именно здесь мир впервые увидел модели Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасса младшего, Алессандро Мендини, Акилле Кастильони, Гае Ауленти, Энцо Мари, Афра и Тобиа Скарпа, Марио Беллини, группы Де Пас, Д‘Урбино, Ломацци и Сколари, и работы многих других звездных персон.

«Кардиограмма» мебельного дизайна
Этого и ждут посетители от миланской выставки каждый год – громких открытий и переворачивающих представления находок. В Милан едут за новыми трендами, другой модой, за
ноу-хау. Так оно и было до недавнего времени.
Теперь нередко можно услышать о существенном замедлении темпов развития модной мебельной индустрии. (Хотя с этим согласились не все наши интервьюеры). Кто-то приезжает из Италии в полном разочаровании. О том, что приближающийся салон вряд ли вызовет революцию в мебельном дизайне, говорила и прошедшая в начале года выставка в Кельне.
Стенды демонстрировали мало изменившиеся с прошлого года экспозиции – причем это касалось как локальных марок, так и крупнейших игроков итальянского рынка.

47v69g796789rffyu897.jpg«Коварно»-денежные отношения
Одна из причин некоторого приземления скоростей – глобальный экономический кризис, потрясший мебельную Европу в 2008–09г.г. Работу над этим материалом мы начинали с проверки слуха о том, что как минимум треть итальянских фабрик закрылась. Надо сказать, что информация не нашла документального подтверждения. И как выразился один из наших собеседников: «Не думаю, что кто-то в России сейчас владеет объективной ситуацией, которая сложилась на итальянском мебельном рынке. Всё пока только на уровне слухов, а мы знаем, что итальянцы – народ эксцентричный, не упустят шанса лишний раз сгустить краски». Но факт остается фактом:

Владимир Мирошник, директор салона немецкой мебели RAUMWELT:
– Я не могу судить о ситуации в целом и не владею цифрами, но по настроениям на мебельном рынке могу сказать – да, кризис в Европе в мебельной отрасли есть. Мы постоянно получаем сообщения и публикации, где говорится, что та или иная фабрика «чувствует себя» нестабильно. Однако в условиях, когда конкуренты закрываются, есть и такие компании, которые увеличивают
товарооборот, идут в гору и вкладывают внушительные средства в развитие производства.
Если говорить о тех, кто ушел с рынка, а чаще всего такие предприятия просто поглощают, то это скорее компании бюджетных сегментов. Состав крупных производителей и брендов за единичными исключениями в последние годы практически не изменился.

6fhfghsdherg23.jpg5sdf09i0fs0kf0sj9d0fjs0df.jpgРусский успех на Миланском салоне – кухня LOFT, дизайнер Дмитрий Немзоров. Модель отмечена премией red dot award: product design 2012, своеобразным Оскаром в области промышленного дизайна. За 57 лет существования конкурса производителю мебели из России она вручается впервые.

Центр исследований Acimal, который является членом итальянской конфедерации промышленных предприятий Confindustria, проанализировал экономическую ситуацию вокруг мебельных предприятий Италии и вынес приговор, подводящий черту 2011 мебельному году – эти 12 месяцев были признаны «выжидательными».
Конечно, итальянцам трудно будет забыть драматический 2009 год, когда производство мебели враз рухнуло на 17%, и если индекс объема производства Италии в 2001 году составлял 100, сегодня он равняется 69. Статистика четвертого квартала 2011 года указала на снижение производственной деятельности Италии на 8,8% в сравнении с тем же периодом 2010 года. Иностранные заказы были сокращены на 6,4%, в то время как объем внутреннего рынка сократился на 16,9%. Если рассматривать ожидания интервьюируемых Центром итальянских компаний, то можно сказать, что неуверенность – преобладающее настроение у респондентов.

Что же в этих условиях можно было увидеть на 51-й I Saloni?

Несмотря ни на что Salone Internazionale del Mobile – это:
– более 1300 компаний, представляющих новейшие образцы мебели, и более 300 000 посетителей из 150 стран, включая иностранных и итальянских специалистов, журналистов и публику, пришедшую посмотреть, что нового появилось в продаже для домашней обстановки.
– отдельные масштабные биеннале: Eurocucina – 20-я международная выставка кухонной мебели; Salone Internazionale del Bagno – 5-я выставка мебели для ванных комнат; Internazionale del Complemento d”Arredo – 23-я выставка мебельных аксессуаров; Salone Satellite – 15-я выставка молодых дизайнеров.
– около 200 тыс. м2 выставочных площадей (26 павильонов в три-четыре этажа), а помимо чрезвычайно насыщенной основной программы в дни выставки работают разбросанные по всему городу Fuori Salone – выставки-сателлиты. Все, что представлено на i Saloni, за 6 выставочных дней посмотреть физически невозможно, плюс – многие компании открывают свои шоу-румы в центре Милана для независимых презентаций. В каждом доме, в каждом дворе, в каждой арке выставляют дизайн, обсуждают дизайн и чествуют дизайн.

Мысли о наступлении кризиса творческой мысли вряд ли справедливы. Некоторые специалисты полагают, что итальянские производители мебели, до сих пор делавшие ставку на броские инновации в дизайне, сами перестали быть заинтересованными в быстрой смене трендов. Тем более у нас нет всей информации о бизнес-процессах и даже, вероятно, политических решениях, оказывающих влияние на европейскую мебельную индустрию.

ДО:

7ghjrgjwr34532453246435734567358.jpgАлександр Соколов, арт-директор студии мебели и керамики «Чинзатти»: – Во время кризиса дизайн не востребован, на это просто нет средств. И так как ситуация в Европе все еще остается критичной, я, честно говоря, не ожидаю от предстоящей i Saloni каких-либо открытий. Думаю, на выставке будет всё то же, что и в прошлом году (и ещё несколько лет перед этим). Два последние года я ездил в Италию с мыслью: вот-вот что-то появится, просто должно появится – от больших ожиданий, видимо, большим было и разочарование.
Вот почему сейчас, как говорится, «в тренде» мебель с «модным именем»? Например, Kenzo, Fendi, Versache. Эти торговые дома, «монстры» в области парфюмерии или одежды, приглашают мебельных дизайнеров и выпускают свои коллекции. Мебель под таким брендом продать оказывается проще, особенно когда в дизайне застой.
Я уже 18 лет занимаюсь итальянской мебелью, посещаю итальянский салон ежегодно и накопил большой материал для аналитики. 13ty456u5673568356fjet67ie56ie65.jpgНа мой взгляд, больших подвижек, таких, чтобы можно было сказать: о да, это прорыв! – в мебельном дизайне в общем-то года с 99 не было. С того времени появилось новое направление «гламур», которое изначально было интересно своей изысканностью, самой подачей этих утонченных вещей. Потом оно скатилось к банальной вычурности, теперь это красивость и ничего более – когда появляется мода, дизайн уходит. Потом до 2007–08 года в минимализме стали появляться какие-то богатые, в немыслимых масштабах, фактуры, в очень лаконичный интерьер вводились, например, огромные панели сусального золота. Кризис благополучно «съел» и эти попытки. Больше ничего смелого или заметного уже не было. Поэтому в этом году мы достаточно скептически настроены и ничего особенного от поездки не ждем, но, может быть, именно потому что не ждем, что-то особенное как раз и появится…

86536735685734gdh445ynb4y.jpgЕвгения Пантюхова, директор мебельной фирмы «Кедр»: Мы посещаем Миланский салон не каждый год, а раз в два года, когда проходит профильное для нашей фирмы биеннале Eurocucina. Два года – это достаточный срок, чтобы у компаний-флагманов появились новые разработки. И с 2004 года на каждой выставке мы обязательно находим что-то интересное и полезное. Мне кажется, кризис здесь ни при чем – ведь посещая выставку, мы ориентируемся прежде всего на крупные компании со стабильным финансовым положением – в них, как правило, работают хорошие дизайнеры. Если посмотреть схему выставочных стендов текущего года – это огромные площади все тех же компаний, что были и два года назад, именно их наработки нам и интересны. После прошлой поездки мы прямо по пунктам выделили новые цвета, новые материалы, новые формы, провели в соответствии с этим тренинг для своих дизайнеров. Думаю, что в этом году также удастся систематизировать новые тенденции, выделить главные направления, привезти с выставки полезную конкретику для разработки новых выставочных образцов и воплощения новых тенденций в проектах наших клиентов.


94658jghjgfjt6u4567456745.jpgЛариса Грунтовская, администратор салона n. verto: – Это моя первая поездка в Италию (до этого в Милан по разным причинам лично мне выбраться не удавалось, но представители n. verto ежегодно посещали салон). Я постоянно посещаю московские мебельные выставки, но это не то, от I Saloni я жду совсем другого результата. Все-таки Италия – законодатель мебельной моды. Мы ждем новых трендов, ноу-хау: новые крепления, новые наполнители, а не только пух-перо, которые все привыкли наблюдать – что-то новое обязательно появится, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию. Я думаю, что мне придется даже в чем-то себя сдерживать, выбирая мебель, которую мы привезем в Россию. Я шучу, конечно, но действительно – эффект выставки такого масштаба колоссален. Весь этот креатив и роскошь захватывают, главное – чтобы привезенная мебель была адекватна, скажем условно, нашему менталитету. Все-таки немногим покупателям будут понятны, например, полностью полосатые диваны.



10qnoijg943ut93u4t-2t42-42524352.jpgАндрей Выховский, директор компании Glass Guard: Перед посещением крупнейшей мебельной выставки мы ставили максимально конкретные цели: нам прежде всего интересно было увидеть, как реализуются профильные для нас вещи. В частности посмотреть, как крупнейшие мировые производители и бренды работают со стеклом, как выглядят и как сделаны их столешницы, фасады и стеновые панели из него. Нам важно было посмотреть и, может быть, в связи с этим другими глазами увидеть наши собственные изделия, хотя Glass Guard – в числе пионеров на этом рынке.






ПОСЛЕ:

7ghjrgjwr34532453246435734567358.jpgАлександр Соколов: Честно говоря, как и предполагалось, ничего экстраординарного на выставке мы не увидели, но несколько новых и довольно заметных тенденций все-таки появилось. Например, если раньше гораздо больше было натуральных материалов, то сейчас очень серьезный шаг сделали производители искусственных – не скажу, с чем это связано, с кризисом или с чем-то еще. Особенно эта тенденция заметна в исполнении кухонь. Здесь применяются, скажем, те же меламин и ламинат, но уже на кардинально новом технологическом витке. Покрытия с ними выглядят объемными, «маскируются» под камень, вообще позволяют воплотить довольно разнообразные и необычные решения. Появились и такие материалы, сами названия которых уже интрига, например, PaperStone (говорят, что он производится от 50 до 100% из переработанной бумаги и нефтепродуктов без включения смол). Этот материал тоже выглядит очень эффектно и фактурно, например, под состаренный металл, под бронзу или под медь. В плане же дизайна все прошло максимально «спокойно».
11q456425724fgjfgjr.jpgЕдинственное – стало еще больше ар-деко в экспозициях классики. И сам по себе этот стиль реализуется еще пышнее, еще больше в нем какой-то вычурной «богатости», что, на мой взгляд, выглядит довольно искусственно, как-то бездушно, что ли.

86536735685734gdh445ynb4y.jpgЕвгения Пантюхова: По сравнению с тем, что было представлено на Eurocucina два года назад, в экспозиции 2012 года произошло немало изменений. Отчетливо прослеживается мода на ретро 50–60-х годов – как в формах, так и в материалах. Многие крупные производители представили модели в экономичном ламинате и пластике. Конструктивно многие кухни остались прежними: активно используется ручка-профиль, много открытых секций, шкафов, открывающихся нажатием. Я бы сказала, что за эти два года производители доработали и еще более развили тенденции прошлой выставки, отточили навык. Цветовая гамма также претерпела изменения. В моде натуральные, приглушенные оттенки цвета воды, морской гальки. Один из очень красивых новых декоров – изысканное покрытие, близкое по тону к слоновой кости, благородный перламутровый лак. Он присутствовал в моделях сразу несколько производителей. Такой молочный, кремовый оттенок смотрится более домашним, уютным по сравнению с чисто белым. Ознакомиться с фотографиями с выставки можно будет в наших салонах. Для наших клиентов мы проектируем и изготавливаем мебель с учетом последних тенденций в мебельной моде.

Несколько лет назад на I Saloni было четкое разделение: в павильонах Modern –мебель в стиле «контемпорари», в разделе Design – инновационные продукты и технологии. В последние годы граница между «Модерном» и «Дизайном» становится все более эфемерной, в чем, кстати состоит одна из тенденций последнего времени – больше простоты и прагматичность в стратегии вывода новых моделей на рынок.

94658jghjgfjt6u4567456745.jpgЛариса Грунтовская: Выставка – конечно, масштабная, грандиозная, не сравнить с отечественными аналогами. Если говорить о тенденциях, которые были заметны – в цветовой гамме отделки мягкой мебели появляются оттенки голубого, мягкого желтого, все цвета приглушенные.
Широко применяется кожа, в основном нубук. В декоре – множество замочков и заклепочек, много «утяжек» в текстильном и кожаном исполнении. Именно такие кровати в текстиле с «утяжками», образно – кусочек Италии – мы привезли и выставим в салоне.
Еще из замеченного: сохранилась тенденция создания «защипов» на кантах в отделке. На выставке было много живых цветов, вообще очень сильным было направление nature – все натуральное, начиная с деревянной модели автомобиля Porsche на входе. Фабрика Baхter в этом году, как впрочем и всегда, особенно порадовала. Например, компания представила такие маленькие изящные креслица, которые настолько компактны, что смотрятся, как детские. Они выполнены в очень тонкой коже, на ощупь – как папирус. Ювелирная работа. Если говорить об общих впечатлениях, то больших открытий выставка не принесла. Что-то можно было увидеть в работе с деталями, в мельчайшей отделке, а вот в том, что касается механизмов или материалов, ничего принципиально нового мы не заметили. Видимо, экономическая обстановка все-таки сыграла свою роль.

10qnoijg943ut93u4t-2t42-42524352.jpgАндрей Выховский: Результат от посещения выставки оставил двойственное впечатление. С одной стороны, мы получили подтверждение тому, что наша продукция – в тренде. Масштабы использования стекла мировыми брендами превзошли все ожидания. Стекло наконец-то стали широко применять при изготовлении кухонных столешниц, фасадов, при изготовлении мебели для ванных комнат.
Стекло используется большинством мировых брендов, причем в оформлении топовых моделей. Это, безусловно, порадовало: то, что мы предлагали потребителю 4 года назад, теперь – одна из центральных тенденций (крашеные фасады, столешницы с шелкографией). С другой стороны, мы не увидели на экспозиции широкого применения изделий, где стекло было бы декорировано полноцветным изображением. (В Glass Guard изображение на стекло наносится c помощью технологии UV- печати). У иностранных производителей эта технология по каким-то причинам не была представлена на выставке, хотя в рядовых салонах и в производственной линейке такие изделия присутствуют. Будут ли какие-то премьеры от Glass Guard по итогам Миланского салона?
Разумеется: уже в ноябре на нашем стенде на выставке «Мебель 2012» мы продемонстрируем новые продукты, а некоторые «достанем из архива» и доработаем в соответствии с тенденциями, предложенными на I Saloni.

Специалисты считают, что по стендам Миланской выставки трудно судить об истинном положении дел той или иной компании. Зрелищная экспозиция может оказаться всего лишь видимостью успеха. За последние 10 лет i Saloni превратилась в шоу концептов – не более 50% из того, что выставляется, можно увидеть потом в продаже.

12q574568596479679569k5.jpg


Возврат к списку