Сайт недоступен!

Приносим извинения, сайт находится на реконструкции.

29.05.2012

МОДА ПОШЛА...

Мы все «откуда-то» знаем, что модно сейчас, что было модно в прошлом сезоне, а что потихоньку выходит из моды. Мода управляет нами или совсем наоборот? – вопрос сродни знаменитой притче про курицу и яйцо. Но всё-таки: как распространяется модная эпидемия? Кто устанавливает правила модной игры в мире мебели: дизайнеры, продавцы, покупатели?

Да! Это – Мода
44325hr6457res562357sre57.jpgВысокая мода, мода как бизнес, мода как квинтэссенция настроений миллионов (что само по себе завораживает), как наследие культуры в конце концов … Мода вообще, мягко говоря, явление нетривиальное. При этом она неуловима. Даже когда пишутся эти строки – она проходит и видоизменяется. Что это такое? По словарю, слово «мода» происходит от фр. mode и от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание и означает «временное господство определенного стиля». А если перефразировать древнего Платона, мода – это раскрытие красоты во времени, то есть своеобразная эволюция: чем дальше, тем удобнее и краше, к чему и стремятся мировые производители. 

Специалисты утверждают, что по динамике мода в мире мебели сродни автомобильной – объективно (а не так, как анонсируется на каждой выставке) смена трендов происходит не по сезонам, а гораздо медленнее – это понятно, поскольку на разработку и запуск новой модели в производство уходит от одного года до нескольких лет. Попробуем рассмотреть всю цепочку распространения модных тенденций с точки зрения основных участников процесса: производитель+дизайнер – продавец+мебельный салон – покупатель.

5ydtu456843uruiw564.jpgДизайнеры
Мода - их работа. Конечно, частая смена трендов – всесильный экономический рычаг, нас упорно подталкивают к новой покупке, быть «немодным» как-то неуютно. Однако собственно культура моды не зависит от того, сколько потребители тратят на мебель: скорее всего, не об этом думал Тонет создавая свой первый венский стул. А потому все-таки дизайнеры, генераторы новых идей и новых концепций, становятся двигателями моды и авторами модных революций. Причем мы можем смело назвать их национальность. Безусловное первенство в мире мебельной моды – за итальянцами, именно им удается держать в тонусе и предвкушающем напряжении всю мировую мебельную индустрию. Кстати, тут есть парадокс – чаще всего дизайнеры, архитекторы, от малых до великих, исходят из того, что когда приходит мода, дизайн уходит. Их можно понять. Художник работает с позиций искусства. Его, искусство, невозможно растиражировать и поставить на поток, это приводит к неразборчивости и безвкусице.

5y45y4356g4357454352.jpgПродавцы
Кажущаяся независимость дизайна - фикция. Что делать дизайнеру во многом диктует производитель, естественно, заинтересованный в прибыльности, а значит и продавец, который выбирает только то, что, на его взгляд будет пользоваться спросом. Без продавцов и их стараний та или иная новинка или ноу-хау попросту не сможет попасть к покупателю. Благодаря жесткой конкуренции среди производителей, зависящих в том числе от продавцов, в борьбе за потребителя формируются многие оригинальные концепции. И демонстрация на многочисленных влиятельных выставках – это прежде всего способ проверить, будет ли модель покупаться, стоит ли запускать ее в массовое производство.

Продавцы
В описанной нами цепочке дизайнера можно рассматривать как «передатчик», а покупателя как «приемник». Эта связь двусторонняя: покупатель не пассивен, а наоборот – от него исходит своего рода социальный заказ и за новые тенденции он «голосует рублем». Услышать и угадать этот заказ – высший пилотаж для производителя/продавца, а особенно для дизайнера. Искусство состоит в том, чтобы соответствовать ожиданиям, требованиям, которые выдвигают потребители к продукту, и всегда быть на шаг впереди. Для усиления эффекта такого «ясновидения» крупнейшие компании выкладывают сумасшедшие деньги на проведение разного рода маркетинговых исследований. В этой зависимости моды от покупателя и продавца, как утверждают специалисты, – одна из причин некоторой инерционности моды в России. До нас новые тенденции доходят с большим запозданием. Например, как демонстрирует последняя Eurocucina, в Европе хитом продаж давно стал модерн. А в России упорно покупают «вечную классику». То, что в тренде у них, здесь будут брать только года через три, а то и больше. И в этом – большая проблема для поставщиков: в России только появляется спрос, когда европейская фабрика уже снимает модель с производства.

438ueru683ftuw475.jpgВлиятельные выставки и журналы
Новые стили не сразу доходят до массового потребителя. Продавцы и производители не менее консервативны, чем покупатели. И чтобы сформировать спрос на новый стиль, нужно преподнести его сначала производителям, потом торговцам и только потом потребителям. И основные инструменты для этого – мировые выставки, а также интерьерные журналы, которые нередко также становятся важными «сейсмографами» перемен. Показанные на выставках и дополнительно поддержанные влиятельными изданиями, новые мебельные тенденции становятся модой: ноу-хау моментально подхватывают остальные. Модным новое быть не может. Когда кто-то показал что-нибудь интересное и через год–два новинку привозят на выставку и другие производители – значит появилась мода.

Мода есть движение
Без меркантильной, экономической стороны моды и ее процессов не обойтись. Но ее культурную и эстетическую ценность нельзя недооценивать, мода – двигатель эволюции интерьера. Простой пример: когда появились диваны-реклайнеры, это, безусловно, было революцией. Но появились они как логическое развитие идей, которые реализовал еще в начале 20 века австрийский дизайнер и архитектор Йозеф Гофман (Josef Hoffmann). Он, как утверждается, первым в истории подошел к конструированию мебели с точки зрения законов ортопедии, его мебель создавалась таким образом, чтобы снимать дополнительную нагрузку с позвоночника сидящего. Самый яркий образец – кресло Sitzmaschine («Машина для сидения», 1920 года), которую Гофман разработал для своего друга, обездвиженного из-за травмы позвоночника. Это кресло и по сей день является примером сочетания удивительного дизайна и правильной ортопедической конструкции. А это сегодня – явный тренд.



Возврат к списку